Гражданский проспект

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 96—97. — 511 с.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 38. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
  • Н. А. Синдаловский. Словарь петербуржца. — СПб.: Норинт, 2002. — 319 с. — ISBN 5-7711-0132-X.
  • Глезеров С. Е. Лесной. Гражданка. Ручьи. Удельная… — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. — 479 с. — ISBN 978-5-9524-2779-2.

История

Происхождение названия

Название происходит от деревни Гражданка (первоначально — Горожанка; оба названия присутствуют как взаимозаменяемые на карте окрестностей Санкт-Петербурга 1831 года), основанной в конце XVIII века, и исторического района Гражданка, сформировавшегося в середине XIX века. Магистраль является центральной для этого исторического района. В конце XIX — первой половине XX века она называлась Гражданской дорогой, и на ней находились несколько поселений: Дорога в Гражданку (вблизи Большой Спасской улицы — нынешнего проспекта Непокорённых), Колония Гражданка, или Немецкая Гражданка (между нынешними улицами Фаворского и Гидротехников), Русская Гражданка (вблизи нынешнего проспекта Науки), и деревня Ручьи (вблизи пересечения Гражданской дороги с Муринским ручьём). В 1950-х годах в некоторых справочниках и на картах Гражданская дорога иногда называлась улицей Русская Гражданка, а иногда она делилась на три участка по названиям поселений.

После ручья дорога отклонялась в сторону, выходя точно в створ Центральной улицы деревни Мурино.

Лютиково подворье

На углу проспекта Непокорённых и Гражданского проспекта располагалось Лютиково подворье Свято-Троицкого монастыря Калужской епархии (основано в 1897 году иеромонахом Амвросием по благословению Иоанна Кронштадтского) включавшее:

  • двуглавую деревянную Троицкую церковь (освящена 12 февраля 1898 года, восстановлена после пожара в 1907 году), которую 4 августа 1898 года посетил Николай II;
  • пятиглавый каменный храм Тихвинской иконы Божией матери (арх. Н. Н. Никонов, 1905—1913, закрыт в 1934 году).

Троицкая церковь была снесена в 1967 году, а пятиглавый каменный храм и остатки монастырских построек были уничтожены в 1982 году.

Массовая застройка в советский период

Массовая застройка района, начавшаяся в 1960-х годах, охватила ряд небольших улиц (большинство из них образовались в начале XX века и были названы по фамилиям, реже по именам, землевладельцев), пересекавших Гражданский проспект: Шикановскую, Федосеевскую, Ивановскую, Платоновскую, Лавровую (не путать с Лавровской дорогой, названной по фамилии того же землевладельца Лаврова), Никольский переулок, Политехнический переулок и др., — или шедших параллельно проспекту: Старцеву, Ильинскую, Старо-Муринскую и др. В мае 1965 года эти улицы были упразднены, а находившиеся на них дома получили нумерацию либо по Гражданскому проспекту, либо по проспекту Непокорённых.

В 1970 году Гражданский проспект был спрямлён и продлён до Суздальского проспекта. Старая траектория дороги вошла в жилую застройку, единственный сохранившийся в черте города участок — от улицы Руставели до железнодорожных путей Приозерского направления (т. н. Токсовское шоссе). До постройки развязки с КАД этот участок активно использовался для выезда из города в сторону посёлка Токсово. После постройки развязки, Центральная улица была выведена тоннелем в створ Токсовской улицы, а переезд в створе Токсовского шоссе был закрыт. С тех пор этот участок потерял свою значимость как магистраль и используется только как подъездная дорога к гаражам.

В 1975 году была открыта станция метрополитена «Академическая», в 1978 году — «Гражданский проспект». Во второй половине 1970-х годов по проекту В. В. Попова были построены многоэтажные жилые дома на углу Гражданского и Северного проспектов. В 1985 году построено административное здание НПО «Электронмаш» (дом № 111/1). На углу с улицей Фаворского в 1986 году закончилось строительство комплекса института «Гипроникель». В 1993 году Гражданский проспект соединили с проспектом Маршала Блюхера Кушелевским путепроводом.

Планы

Существуют планы по пробивке Гражданского проспекта на север через окружную железную дорогу «Мурино — Парнас — Парголово» (тоннелем или путепроводом) для осуществления удобной транспортной связи обитателей нового жилого массива и соединения его с КАД.

Подземные сооружения

Подземный зал

«Гражданский проспект» — колонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 64 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. С. Гецкина, Е. И. Валь и В. Н. Выдрина.

В оформлении «Гражданского проспекта» использованы материалы жёлтых оттенков: колонны и путевые стены облицованы желтовато-бежевым мрамором, светильники и облицовка торцевой стены, технологических проходов и т. п. сделаны из анодированного алюминия золотистого цвета. Пол перронов вымощен серым, а центрального зала — красно-серым гранитом разных оттенков. Потолки центрального зала и перронов выполнены из армоцементных конструкций арочной формы и выкрашены белым.

В центре торцевой стены центрального подземного зала расположен бронзовый герб СССР, диаметром порядка трёх метров, облицованный анодированным алюминием золотистого цвета. Под гербом установлен экран, выполненный из алюминиевых трубок золотистого цвета. За торцевой стеной центрального зала располагаются служебные помещения станции.

Подземный зал станции освещается светильниками призматической формы, которые установлены над проёмами между колоннами. Светильники квадратного сечения имеют основания из золотистого алюминия и абажуры из белого матового стекла.

Наклонный ход

Наклонный ход (выход со станции) расположен в северном торце подземного зала. В нём установлены четыре эскалатора типа ЭТ-2. Нижний эскалаторный зал, отделанный светло-серым мрамором, освещается лампами дневного света, расположенными за специальными карнизами по стенам зала и над аркой между эскалаторным залом и станцией.

Согласно планам развития Петербургского метрополитена, в 2011—2012 годах должно было произойти закрытие станции на реконструкцию наклонного хода. Однако по состоянию на июль 2019 года дата закрытия не назначена, в списке станций, планируемых к закрытию в ближайшие годы, станция не значится.

Выход из метро: Гражданский проспект

Гражданский проспект, подаривший имя станции метро, проходит от проспекта Непокоренных (в створе Кушелевской дороги) на север до Суздальского проспекта. Название топонима происходит от деревни «Гражданка» (или «Горожанка»). Первое упоминание о «Гражданке» встречается в отчётах жителей Петербургского уезда за 1795 год:

Возникновение имени «Гражданка» доподлинно неизвестно. Некоторые историки утверждают, что наименование связано с близостью к городу и сначала звучало как «Горожанка». Другие объясняют название «Гражданка» в связи со словом «городить», то есть обносить забором или тыном. В Толковом словаре Владимира Даля слова «горожа», «градеж», «городьба» обозначают «огороженное место».

Проторённую к тому времени дорогу из Санкт-Петербурга стали именовать дорогой в деревню «Горожанка», рядом с которой в 1827 году появилась немецкое поселение «Гражданка». К северу от него образовалось, к тому же, село «Русская Гражданка», плавно перетекающее в деревню «Ручьи». А она располагалась у пересечения дороги в Гражданку с Муринским ручьем.

К югу от немецкого поселения, близ нынешнего проспекта Непокоренных, возникла ещё деревня, где жили русские, финны и немцы все вместе, под названием «Дорога в Гражданку». В конце XIX — первой половине XX века дорога в Гражданку называлась «Гражданской дорогой», в 1950-х годах в некоторых справочниках и на картах иногда можно было встретить либо название «Русская Гражданка», либо она делилась на три участка по названиям поселений.

В 1960-е годы началась активная застройка южной части района от проспекта Непокоренных до Муринского ручья жилыми домами и административными зданиями. Старая дорога получила в 1962 году название «Гражданский проспект», в 1970 году проспект выпрямили и продлили до Суздальского проспекта.

Гражданский проспект в нескольких местах изменил свою траекторию, его сделали более прямым и длинным. Места, по которым пролегала старая дорога, сейчас входят в зону жилой застройки или заняты гаражными кооперативами. Жители этих домов определенно не лишены чувства юмора.

Когда началась активная застройка северной части проспекта за Муринским ручьем, южная уже была достаточно благоустроена, и люди начали называть эти районы аналогично странам, возникшим после разделения Германии. ГДР — Гражданка Дальше Ручья, ФРГ — Фешенебельный Район Гражданки.

Сейчас такого разделения, конечно, уже не существует. Весь проспект окружают давно сложившиеся кварталы со всей необходимой инфраструктурой, с большим количеством детских садов, школ, поликлиник и торгово-развлекательных центров.

Есть здесь Церковь Сретения Господня и Лютиково подворье Свято-Троицкого монастыря Калужской епархии. В бывшей сто одиннадцатой школе в блокадное время находился учебный танковый батальон.

Стоит отметить, на Гражданском проспекте имеется малоизвестный, но многозначительный памятник: Колодец — «источник жизни» — один из великих памятников, посвященных Блокаде Ленинграда. Все подробности в публикации о .

Наземные сооружения

Павильон станции, выстроенный по проекту архитекторов Г. Н. Булдакова и Л. Е. Кисельгофа, расположен на пересечении Гражданского проспекта и проспекта Просвещения. В результате позднейших пристроек торговых помещений внешний вид павильона несколько изменился по сравнению с первоначальным.

Здание станции, облицованное бело-серым мрамором, выполнено по нетипичной для времени постройки схеме с раздельными кассовым и эскалаторным залами. При этом выход из эскалаторного зала расположен перпендикулярно входу для разделения потоков пассажиров. Следует отметить, что «Гражданский проспект» относится к редко встречающемуся типу станций с наземными комплексами противоатомной защиты. На верхнем этаже располагается аппарат дистанции № 1 Службы движения.

Кассовый зал

Вход в кассовый зал осуществляется со стороны проспекта Просвещения. Справа от входа с улицы располагаются кассы продажи проездных документов. Зал имеет прямоугольную форму с потолком, понижающимся к проходу в эскалаторный зал. Освещение зала первоначально было выполнено в виде решётки сложной формы, за которой находились ртутные лампы. Летом 2011 года данная конструкция была демонтирована и заменена на стандартный подвесной потолок.

Эскалаторный зал

Эскалаторный зал имеет круглую форму с куполообразным потолком белого цвета и стенами, отделанными серым мрамором. Светильник, расположенный в центре куполообразного потолка зала, выполнен в виде круглой люстры, образованной сложными переплетениями металлических спиралей, сходящихся к её центру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector